Мои дорогие читатели

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Мытьё шерстяных чулокъ или Руководство къ хорошей стирке


«Очень часто от первой же стирки у неопытной прачки чулки делаются свалявшимися и таким образом портятся. Поэтому лучше всего стирать их дома».  Нет, я не сошла с ума. Просто я опять взялась читать старую чудесную книгу для хороших хозяек, изданную в 1902 году. 
Мне стало интересно: какие секреты наших прабабушек, мы, женщины 21 века, избалованные стиральными машинками, успели позабыть? Как стирали тогда без всякой химии и не страдали потом от аллергий и испорченной экологии? Может и нам что-то перенять? Давайте читать вместе. Дальше опять интригующая информация про чулки.

 «В тёплую воду кладут чулки, распяливая каждый отдельно на левую руку, причём они сильно растягиваются в ширину, намыливают, поворачивая правой рукой и обмакивая время от времени в воду, пока не сделаются чистыми. Особенно хорошо надо тереть пятки и носки.
Чулок всегда выжимают поперёк и никогда не вдоль. Простирав чулки в двух водах, прополаскивают в тёплой воде. А белые чулки слегка подсинивают, отчего они делаются прекраснаго белаго цвета и на руке выворачивают на изнанку. Расправленные чулки вешают для просушки. Вымытые таким образом чулки никогда не сваляются».

Это какими же нечеловечески-гигиеническими усилиями давалась нашим прабабкам возможность ходить в шерстяных чулках?! Я никогда не буду носить шерстяные чулки! Потому что я не способна на процедуру такой хорошей стирки! Они наверняка сваляются у меня до стадии дворовой Жучки, потом растянутся не вдоль, а поперёк. И быстро потеряют свой прекрасный белый цвет. А прачке то отдать в стирку такие чулки нельзя – вдруг какая-нибудь неопытная вроде меня попадётся? А опытная уж точно заломит такую цену!
Ну ладно, ну их эти чулки. А как остальную одежду то стирали?
Вот дальше описана обычная процедура.


«Накануне, с вечера, бельё намачивают холодной водой, в которую влиты несколько ложек раствора соды. Нельзя заливать тёплой водой, потому что бельё вберёт в себя жирныя пятна. На следующий день, в 4 часа утра начинается стирка».

Всё. Стоп. Я больше не могу! Я не встану в 4 утра!
Почему так рано? А попозже нельзя, часов в 12 хотя бы? Или тогда  до ночи окончить стирку точно не успеть?
 - Дорогая, почему тебе не спится? Ты проснулась в 4 утра! Может, ты перепила крюшону вчера за ужином? Или бланманже было несвежим?
- Ах, мон шер, не волнуйся! Я о'кей. Просто мне уже пора отстирывать жирныя пятна с твоего сюртука!
И бам тазом по голове.

«На 20 фунтов тонкаго белья берут 1 фунт мыла, а на 20 фунтов толстаго – 3 четверти фунта. Бельё кладут в полугорячий щёлок и натирают мылом. Прежде всего оттирают пятна, а потом стирают. Каждую штуку белья надо простирать несколько раз, выжать, и 3 раза переменить щёлок».

Откуда ж я столько щёлока то возьму? Разоренье одно!
Оказывается на этом процесс стирки не заканчивается. Дальше идут просто какие то обрядово-ритуальные процедуры.

«После третьего раза бельё надо крепко выжать, натереть мылом и сложить в простыню, в чистую кадку и 7-8 раз облить, как при белении полотна кипящим щёлоком, в котором и оставить бельё на ночь».

Ну, вот уже и ночь! Весь день прошёл в кипящем щёлоке. Оказывается, если я встала даже в 4 утра, то всё равно за 1 день со стиркой точно не управлюсь! Ещё и завтра с кадками валандаться!
Кстати, какое же крепкое было качество окрашивания у тех тканей, если они выдерживали такую зверскую стирку?

«На следующее утро бельё простирывют, крепко выжимают, складывают в лоханку и заливают кипящей водой, чтобы оттянуть щёлок, от которого бельё делается серо-голубого цвета. Затем простирывают ещё раз и, наконец, полощат».

Ура! Уже начался режим «полоскание».

«Полоскать лучше всего в реке. А за неимением ея, во всяком случае, в большом количестве воды. Подсинив, бельё развешивают».

Имеете ли вы ея? Я имею ввиду реку? Я, например, погрузив лохани с бельём в багажник, минут за 20 могу на машине доехать до Москва-реки, если не будет пробок.
Давайте, что ли, к 8 марта устроим международный флешмоб по полосканию шерстяных чулок в реке? А, девушки?
 Дальше, если повезёт и погода будет солнечной, наше бельё имеет шансы высохнуть. Хорошие хозяйки в доме чулки не сушат!

«Если дождь продолжается, то лучше бельё оставить лежать 2-3 дня в холодной воде, которую надо менять ежедневно».

А если, прополоскав чулки и всё остальное в реке и даже просушив вы успокоились и собрались посмотреть телевизор, то зря. Потому что стирка на самом деле продолжается. Ведь мы успели за 2 суток постирать только один сорт белья. А их то у нас много!

«Нужно намачивать и стирать отдельно каждый сорт белья. Нельзя бучить кухонное бельё вместе с другим, да и вообще, его следует стирать напоследок».

Вот скажите мне, если такая процедура стирки была обычным делом, как эти женщины умудрялись ходить в таких красивых и аккуратных нарядах, что глядя на старые фотографии мы только диву даёмся?
Все эти прекрасные длинные юбки, шляпки и перчатки. Так одевались не только те, кто мог позволить держать прислугу и пользоваться услугами опытной прачки. Вполне логично, если бы в те времена ходили в джинсах и майках, простых в стирке. Но нет же!
А мы, владелицы навороченных стиральных машинок с функцией деликатной стирки и ещё не пойми чего (инструкцию то лень до конца прочитать), почему одеваемся так просто? Если бы те дамы могли увидеть: во что одеваются их правнучки? Что бы они подумали, очнувшись после глубокого обморока?

И напоследок. Что нужно сделать хорошей хозяйке, если она не умерла до окончания стирки:

«После каждой стирки надо прачечную привести в порядок, лоханки вымыть с песком снаружи и внутри, опрокинуть и налить на дно холодной воды, чтобы не разсыхались».

Ну что, постираем? В каком и-нет магазине будем заказывать щёлок?


Если вам интересно, то Первую часть советов из старинной книги можно почитать вот по этой ссылке. Там подробно рассказывалось как хорошая хозяйка должна готовиться к Званому Ужину. Комментарии читателей не менее интересны, полезны и зажигательны. Рекомендую!

12 комментариев:

  1. От смеха меня начало бучить так, что началось изливание разных жидкостей.. Поэтому я пошла замачивать бельё в лохани, дабы избежать её затухания, протухания.., чтобы оно было цвета белаго..
    Так Ея у меня нету, но есть море синее Средиземное, то пойду попрошу у золотой рыбки сказочную стиральную машинку-корыто, так как моя лохань раскололась.

    ОтветитьУдалить
  2. Ухахатывалась:) особенно про 4 утра! Ндаа как наша жизнь упрощена, а мы ещё ноем что не успеваем сделать всё!

    ОтветитьУдалить
  3. Да уж, до чего дошёл прогресс! Белье стирается, посуда моется, дети в саду-школе. Печку не топить. А мне все равно времени ни на что не хватает!

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа!!!! Я не по теме... Мне очень стыдно, но я забыла твой блог и за что мне от тебя пришли подарки...прости меня...это не я, это Япония!

    Так обрадовалась, когда увидела твое фото, я его помню (зрительная память у меня лучше любой другой)!!!

    Спасибо тебе огромное за чудесный сюрприз! Все так мило, стильно, изысканно!

    А рассказ о стирке очаровал...особенно с твоими комментариями))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А-ха-ха! Как Япония изменила жизнь! Это здорово, Анна-сан!
      Подарки были за "Смешной новогодний конкурс". Дошли и слава богу.
      Жду новых отчётов о Японии. Смотрю и читаю с большим интересом, хоть и не всегда успеваю оставить коммент.

      Удалить
  5. неааа, несогласная я!!! бучить и лоханку песком натирать!!!нет, нет,нет!!! помнится, у меня где-то горниШная на диванчике кухонном жила, отправлю- ка я ее чулочки шерстяные стирать, а лакея, в так и несшитой ливрее с галстуХом, помогать отжимать ...

    ОтветитьУдалить
  6. про флеш-моб очень вдохновило) представила себя полоскающую чулки в нашей речке и глаза соседей, каталась от хохота по полу)))))
    Мда, это только постирали, а как это ещё отгладить.........

    ОтветитьУдалить
  7. госпидя..... как же хорошо, что я не ношу чулок....бедныя наши прабабки...

    в 4 утра стирка.. нет, пристрелите меня!

    ОтветитьУдалить
  8. Ну и насмешила, особенно своими комментариями, побольше бы таких постов :)

    ОтветитьУдалить
  9. Ого! Надо иногда читать для сравнения с нынешней жизнью, а то правда, все за тебя стирает, моет, готовит, а ты ещё и к вечеру устааалааа...

    ОтветитьУдалить
  10. Как же нескучно жили всего-то 100 лет назад! Орфография умиляет... )))

    ОтветитьУдалить
  11. Сижу хрюкаю........особенно понравилось про флешмоб))) да, в нынешние времена эти инструкции только так и применимы))))))))Хотя с детства помню огромные баки на плите, лохани во дворе со стиральными досками.....пару пакетов допотопной синьки до сих пор где-то лежит......Но этот способ стирки - это что-то))))))))))))))

    ОтветитьУдалить

Мне очень интересно ваше личное мнение! Я не люблю разговаривать сама с собой:-)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...